МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

MODELING THE STAGES OF FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF SCHOOL CHILDREN WHEN STUDYING THE SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

БОРОНЕНКО Татьяна Алексеевна, ФЕДОТОВА Вера Сергеевна

BORONENKO Tatyana Alekseevna, FEDOTOVA Vera Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Формирование цифровой грамотности школьников является актуальной педагогической задачей. В условиях всеобщей цифровизации, цифровой трансформации образования цифровая грамотность способствует цифровой социализации учеников, обеспечивает условия продуктивного и безопасного использования цифровых технологий для решения практических задач. Отсутствие цифровых навыков создает угрозу для физического и психологического здоровья и социального благополучия личности, ограничивает его в реализации гражданских прав, получения государственных услуг, онлайн-коммуникации и совместной работы, подвергает угрозам кибермошенничества, нарушения информационной безопасности. В процессе обучения информатике можно обеспечить формирование цифровой грамотности в естественной образовательной среде. Информатика как учебная дисциплина обладает широким дидактическим потенциалом в сфере развития цифровых компетенций. Однако содержание информатики требует своей модернизации в аспекте цифровой составляющей. Авторы статьи предлагают дополнить школьный курс информатики новым разделом «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности». В основу содержания данного раздела положены результаты анализа авторами существующих учебников информатики в школе. Содержание нового раздела школьного курса информатики представлено в виде дерева, каждая ветвь которого определяет отдельную область цифровой грамотности и дидактические единицы, ориентированные на актуальные в современных условиях цифровые навыки. Авторы моделируют этапы формирования цифровой грамотности при изучении школьной информатики: 1) пропедевтическая подготовка на материалах учебников информатики; 2) дополнение и расширение учебного материала в аспекте цифровой составляющей на основе нового раздела информатики «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности»; 3) конкретизация, обобщение, систематизация цифровых навыков на основе эмпирического опыта обучающихся. Результаты исследования представляют интерес при разработке научно-методического обеспечения учебного процесса в системе общего образования, в профессиональной подготовке будущих учителей информатики в вузах и на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ключевые слова:
цифровизация,цифровая трансформация,цифровые технологии,цифровая грамотность,кибербезопасность,школьный курс информатики,моделирование
Description:
The formation of digital literacy of schoolchildren is an urgent pedagogical task. In the context of universal digitalization, digital transformation of education, digital literacy contributes to the digital socialization of students, provides conditions for the productive and safe use of digital technologies for solving practical problems. The lack of digital skills poses a threat to the physical and psychological health and social well-being of an individual, restricts him in the exercise of civil rights, obtaining public services, online communication and collaboration, exposes him to threats of cyber fraud and information security breaches. In the process of teaching computer science, it is possible to ensure the formation of digital literacy in a natural educational environment. Computer science as an academic discipline has a wide didactic potential in the development of digital competencies. However, the content of informatics requires its modernization in terms of the digital component. The authors of the article propose to supplement the school computer science course with a new section “Basics of digital literacy and cybersecurity”. The content of this section is based on the results of the authors' analysis of existing textbooks of informatics at school. The content of the new section of the school computer science course is presented in the form of a tree, each branch of which defines a separate area of digital literacy and didactic units focused on digital skills that are relevant in modern conditions. The authors model the stages of digital literacy formation in the study of school computer science: 1) propaedeutic training based on the materials of computer science textbooks; 2) addition and expansion of educational material in the aspect of the digital component based on the new section of informatics “Basics of digital literacy and cybersecurity”; 3) concretization, generalization, systematization of digital skills based on the empirical experience of students. The results of the study are of interest in the development of scientific and methodological support of the educational process in the general education system, in the professional training of future teachers of informatics at universities and in advanced training and professional retraining courses.

Key words:
digitalization,digital transformation,digital technologies,digital literacy,cybersecurity,school computer science course,modeling