МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

MOTIVATION FOR EXTREME SPORTS AMONG ADOLESCENTS

КОНОГОРСКАЯ Светлана Анатольевна

KONOGORSKAYA Svetlana Anatolyevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Предпосылками занятий экстремальными видами спорта в юношеском возрасте выступают кризис идентичности, реакции эмансипации и группирования со сверстниками, хобби-реакции, склонность к риску как проявление исследовательского поведения. По результатам исследования, юноши, занимающиеся экстремальными видами спорта, решение проблем идентичности находят не в учебно-профессиональной деятельности, а в сфере увлечений, которая по значимости занимает у них первое место. Экстремальный спорт, как свободная самомотивированная деятельность, позволяет юношам реализовать ценности сохранения собственной индивидуальности, высоких достижений, активных социальных контактов, развития и духовного удовлетворения. Основными мотивами занятий экстремальными видами спорта в юношеском возрасте выступают мотивы самопознания и самореализации, ценности свободы и «бескорыстного риска», мотивы эмоциональной привлекательности (гедонистический), групповой принадлежности, мотивы удовлетворения рекреационных потребностей. Наибольшей объяснительной способностью мотивационных тенденций личности в экстремальном спорте обладает положение гетеростаза: стремление к повышению напряжения. Предположения, что занятия экстремальными видами спорта выступают как проявления дезадаптивного, аддиктивного или аутоагрессивного поведения не нашли подтверждения в проведенном исследовании, что позволяет рассматривать увлечение экстремальными видами спорта в юношеском возрасте в рамках аксиологического подхода.

Ключевые слова:
экстремальный спорт,стресс,подростковый и юношеский возраст,кризис идентичности,жизненные ценности,мотивация,общение,хобби-реакции,ведущая деятельность
Description:
The prerequisites for extreme sports in adolescence are the crisis of identity, the reaction of emancipation and grouping with peers, hobby reactions, and risk-taking as a manifestation of research behavior. According to the results of the study, young men engaged in extreme sports find the solution to identity problems not in educational and professional activities, but in the sphere of hobbies, which is the first place for them in terms of importance. Extreme sports, as a free self-motivated activity, allows young people to realize the values of preserving their own identity, high achievements, active social contacts, development and spiritual satisfaction. The main motives for extreme sports in youth are the motives of self-knowledge and self-realization, the values of freedom and "selfless risk", the motives of emotional attractiveness (hedonistic), group membership, and the motives for satisfying recreational needs. The greatest explanatory power of motivational tendencies of an individual in extreme sports is the position of heterostasis: the desire to increase tension. The assumptions that extreme sports activities are manifestations of maladaptive, addictive or autoaggressive behavior were not confirmed in the study, which allows us to consider the passion for extreme sports in youth in the framework of an axiological approach.

Key words:
extreme sports,stress,adolescence and adolescence,identity crisis,life values,motivation,communication,hobby reactions,leading activity