НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Григорян Карапет Мартинович

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Цифровизация образования выступает важнейшим фактором трансформации высшего образования в современных условиях. Представляя собой новый способ создания, передачи, обработки и сохранения информации, цифровизация предполагает широкое распространение в образовании технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей, которые позволяют осуществлять построение информационных систем с аналитическими и прогностическими функциями, тем самым способствовать разработке оптимальных управленческих решений. Цифровизация высшего образования проявляется в распространении мобильных, когнитивных и облачных технологий, технологии «интернета вещей» и «Big data» в образовательном процессе. Первой тенденцией развития высшего образования в русле цифровизации становится использование электронных образовательных сред в образовательных учреждениях, использующих все достижения цифровой реальности и создающих полноценные условия для автоматизации образовательных и организационно-управленческих процессов. Образовательные среды трансформируются в «экологические» и «смарт»-среды, если способы поддерживать персональные потребности обучающихся и вовлекать всех участников образовательного процесса в разработку и распространение инноваций. Вторая описанная в статье тенденция - широкое распространение открытых онлайн-курсов и их интеграция в образовательный процесс университетов. Массовые открытые онлайн-курсы позволяют предоставлять качественные образовательные услуги широкому кругу лиц без географических, социальных, национальных и пр. барьеров, значительно экономят ресурсы образовательных организаций, позволяют реализовывать персонализированный подход к образованию. Третья описанная тенденция - индивидуализация образовательных траекторий обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Анализ показывает, что индивидуальные образовательные планы позволяют не только осуществлять выбор отдельных элементов учебного плана, но и осуществлять накопление и перезачет результатов обучения в разных образовательных учреждениях, накапливать достижения обучающихся и интегрироваться в портфолио. По итогам исследования сделаны выводы об усилении описанных тенденций, связанных с цифровизацией высшего образования.

Ключевые слова: