ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ И ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Прохода Владимир Анатольевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Анализируются результаты Европейского социального исследования. Цель работы - выявить характер зависимости между толерантностью и уровнем образования населения России и других европейских государств. С использованием факторного анализа рассчитан интегративный показатель, характеризующий уровень толерантности респондентов. Респонденты с низким уровнем «толерантности» убеждены в необходимости наличия преимуществ для мужчин перед женщинами при приеме на работу, уверены, что представители сексуальных меньшинств не имеют права вести свой образ жизни, полагают, что мигранты разрушают национальную культуру страны. Высокий уровень «толерантности» фиксируется в скандинавских странах, Нидерландах и Испании. Россияне на общеевропейском фоне характеризуются низким уровнем толерантности. Выявлена статистически значимая прямая корреляционная связь между толерантностью и уровнем образования населения. Во всех странах-участницах проекта высокообразованные респонденты характеризуются более высоким уровнем «толерантности». В Испании, Швеции, Нидерландах, Исландии, Франции, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Норвегии, отмечается наличие выраженной корреляционной зависимости при одновременно высоком уровне «толерантности» населения. Констатируется, что национальные системы образования этих стран успешно выполняют социальный заказ на формирование установок толерантного сознания населения. В России фиксируется самая слабая по европейским меркам корреляция. Делается вывод, что российская система образования не способствует в достаточной степени формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного поведения.

Ключевые слова: