ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

EDUCATIONAL QUEST AS A MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING FOREIGNERS THE RUSSIAN LANGUAGE

АНИСИМОВА Елена Владимировна, ВОЛКОВА Екатерина Анатольевна, КОВАЛЁВА Алёна Юрьевна

ANISIMOVA Elena Vladimirovna, VOLKOVA Ekaterina Anatolyevna, KOVALYOVA Alyona Yuryevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В последнее время во многих медицинских вузах России резко сократилось количество аудиторных часов, отведённых на изучение русского языка, однако потребность студентов в сформированных навыках общения в бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах не уменьшилась. Особую трудность для иностранных учащихся представляет овладение культурными концептами, осознание которых требует времени и познавательной активности. Для достижения наилучших результатов в учебном процессе преподавателю-русисту необходимо искать пути оптимизации и интенсификации. В поисках оптимального способа развития коммуникативной и социокультурной компетенций иностранных студентов-медиков была проанализирована литература по вопросу современных образовательных технологий. Исследование показало, что однозначного определения понятия «образовательная технология» нет. В статье предлагается определение термина «технология» с позиций методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), приводятся примеры современных технологий обучения. Эффективной технологией формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках РКИ становится образовательный квест. Организация познавательной деятельности студентов в такой игровой форме способствует оптимизации процесса обучения: активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, снимает психологический барьер, способствует быстрому освоению культурных концептов, повышает мотивацию к изучению русского языка, развивает навыки командной работы. В статье подробно рассматривается теория квеста как игровой образовательной технологии, приводится классификация и структура квестов, дается описание квеста «100 лет науки и милосердия», организованного в 2020 году и посвященного юбилею Приволжского исследовательского медицинского университета: этапы и последовательность проведения, количество участников, примеры заданий.

Ключевые слова:
квест,образовательный квест,технология обучения,игровая технология,русский язык как иностранный,коммуникативная компетенция,социокультурная компетенция,культурный концепт,оптимизация,иностранные студенты-медики
Description:
Recently, in many medical universities in Russia, the number of study hours devoted to the Russian language has sharply decreased. However, the need for formed communication skills of students in the everyday, socio-cultural and educational-professional spheres has increased. A particular difficulty for foreign students is the mastery of cultural concepts, the realization of which takes time and cognitive activity. To achieve the best results in the educational process, a Russian teacher should look for ways of optimization and intensification. In search of the optimal way to develop the communicative and sociocultural competences of foreign medical students, the literature on the issue of modern educational technologies was analyzed. The study shows that there is no unambiguous definition of the concept of “educational technology”. The article proposes a definition of the term “technology” from the standpoint of the methodology of teaching Russian as a foreign language, provides examples of modern teaching technologies. An educational quest becomes an effective technology for the formation of the sociocultural competence of students in Russian classes. The organization of students' cognitive activity in such a game form contributes to the optimization of the learning process: it activates the thinking and speech activity, removes the psychological barrier, promotes the rapid mastering of cultural concepts, increases motivation for learning Russian, and develops teamwork skills. The article presents the theory of the quest as a game educational technology, provides a classification and structure of quests, gives a description of the quest “100 Years of Science and Mercy”, organized in 2020 and dedicated to the anniversary of Privolzhsky Research Medical University, and the study includes stages and sequence of the quest, number of participants, examples of tasks.

Key words:
quest,educational quest,teaching technology,game technology,Russian as a foreign language,communicative competence,socio-cultural competence,cultural concept,optimization,foreign medical students