ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ФГОС ВО 3++ ПО ЛИНГВИСТИКЕ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR HIGHER EDUCATION IN LINGUISTICS: SHORTFALLS AND WAYS OF IMPROVING

КОВРИГИНА Анна Ивановна

KOVRIGINA Anna Ivanovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Продолжающийся в настоящее время поиск путей повышения качества образования и уровня профессиональной подготовленности выпускников приводит к постоянному обновлению программ высшего образования, призванному привести содержание обучения в соответствие с внешним заказом - потребностями рынка труда, требованиями работодателей. В данной статье анализируется содержание нового образовательного стандарта по лингвистике в сопоставлении с профессиональными стандартами и Федеральным законом об образовании, выделяются ключевые особенности документа, рассматриваются его основные концептуальные составляющие: области/сферы профессиональной деятельности, задачи профессиональной деятельности, профессиональные компетенции и индикаторы их достижения. В ходе исследования имеющегося нормативно-методического комплекса, состоящего из ФГОС и примерных основных образовательных программ (ПООП), предпринимается попытка конкретизировать требования к содержанию основных профессиональных образовательных программ по лингвистике для их полноценной разработки и реализации в образовательных организациях. Приводится перечень проблем, связанных с сопряжением образовательных и профессиональных стандартов, отсутствием утвержденных профессиональных стандартов по лингвистике. В качестве возможных путей решения предлагается использовать имеющиеся профессиональные стандарты по другим специальностям для детализации и расширения профессиональной компетенции лингвиста, наладить обратную связь с выпускниками и работодателями на предмет оценки востребованности сформированных компетенций, участвовать в международной аккредитации образовательных программ для повышения их глобальной конкурентоспособности.

Ключевые слова:
высшее образование,федеральный государственный образовательный стандарт,бакалавриат,лингвистика,основная профессиональная образовательная программа,профессиональные стандарты,компетенции,оценка качества образования
Description:
New Federal State Educational Standards for higher education (FSES HE 3++) represent the next generation of regulatory frameworks for higher education designed to meet the requirements of the labour market and prepare students for success in career and future profession. Universities are expected to update their academic programmes, including core curricula, within this framework. This paper seeks to examine the contents of new FSES HE 3++ for Linguistics to be consistent with professional standards and Federal Law on education and explores FSES key features and concepts such as professional activity fields, professional activity tasks, professional competencies and indicators of their achievement. In studying this new normative framework for education the author finds out that it is designed to be a holistic project combining together FSES standards and model core curricula (POOP). The use of such integrative framework helps understanding the requirements regarding the contents and characteristics of core curricula in Linguistics in order to assure their proper development and realization by educational institutions. This paper also focuses on issues that commonly face the experts responsible for harmonization of educational and professional standards, although no professional standards for Linguistics have been approved yet. The paper concludes by emphasizing possible ways of solving these problems by using the existing standards for other professions in order to enhance graduates’ competence, ensuring proper feedback from graduates and employees regarding the competencies most claimed in the labour market and participating in international higher education quality assessment to increase their global competitiveness.

Key words:
higher education,Federal State Educational Standard,bachelor's degree,Linguistics,core curriculum,professional standards,competencies,education quality assessment