ОБЩАЯ КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАННОСТЬ, ЭРУДИЦИЯ: ГДЕ МЫ ТЕПЕРЬ?

Зубарев Владимир Федорович, Бондарев Геннадий Алексеевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Современная отечественная педагогическая литература отмечает тревожный и уже бесспорный факт деградации социокультурного уровня нынешнего молодого поколения, включая наиболее передовую его часть - студенчество. Профессиональные социологи констатируют снижение уровня интеллекта, смену общечеловеческих ценностных ориентаций, извращённость форм межличностного общения. Ответственность за сложившуюся ситуацию возлагается, главным образом, на среднюю общеобразовательную школу, действительно, являющуюся базовым этапом формирования общей культуры молодого поколения. При этом упускается из виду, что в течение столетий в нашем Отечестве и за рубежом формирование интеллектуальной элиты гражданского общества оставалось прерогативой немногочисленных в те времена университетов. Высокий уровень профессионализма, гражданственности и общей культуры были главными атрибутами университетского образования. Из этого следует неизбежный вывод о том, что и в наше время на вузы должна быть возложена фундаментальная и заключительная роль формирования духовных, нравственных и культурных качеств личности обучаемых. Вопрос в том, как реализовать это на практике? Как школьный "полуфабрикат" превратить в "продукт", достойный высокого статуса "выпускник университета"? Проведенное с помощью специально разработанной анонимной анкеты социологическое исследование 200 абитуриентов Курского государственного медицинского университета набора 2019 года выявило крайне удручающие результаты. 68,5% респондентов показали низкий и очень низкий уровень общей культуры, при этом у абитуриентов коммерческого отделения этот показатель составил 82%. Остаётся открытым вопрос, каким образом университету надлежит превратить молодых людей с таким ничтожным потенциалом общей культуры в интеллигентов в общепринятом понимании этого слова?

Ключевые слова: