ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ORGANIZATION OF WORK ON FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

КАЛИНЧЕНКО Дмитрий Юрьевич

KALINCHENKO Dmitry Yurievich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры младших школьников. Приведены подходы к пониманию сущности информационной культуры и ее функций в современном обществе. Описаны подходы к формированию информационной культуры у обучаемых в начальной школе. Поставлена проблема о необходимости поиска механизмов организации совместной деятельности младших школьников, которая позволит активно вовлекать в процесс приема и передачи информации и даст возможность расширить границы образовательного пространства. Приведены примеры реализации, выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование информационной культуры младших школьников будет осуществляться эффективно, если выполнить отбор содержания учебного материала, позволяющего ставить и решать несколько познавательных задач, имеющих общую цель, а решение которых может быть найдено разными способами, что позволит разделить процесс совместной деятельности; разработку познавательных задач, требующих осуществления совместной деятельности; поиск форм взаимодействия, способных помочь решить общие задачи в определенно заданный промежуток времени. Описано содержание предметной области «Математика», которое возможно использовать при организации совместной деятельности младших школьников. Проведена корреляция отобранного содержания и типов уроков. Представлен пример организации сетевого взаимодействия, направленного на формирование информационной культуры при изучении младшими школьниками математики. В представленном примере показано взаимодействие обучаемых в группе, в подгруппе, между членами разных групп и объединение работы по подгруппам для решение общей задачи. Описана организация работы совместной деятельности, которая позволяет сделать процесс поиска информации не только личностно значимым, но и значимым для социальной группы обучаемых, объединенных сетевым взаимодействием.

Ключевые слова:
информационная культура младших школьников,совместная деятельность,сетевое взаимодействие,работа по подгруппам,предметная область «Математика» начального общего образования
Description:
The article deals with the formation of the information culture of primary schoolchildren. Approaches to understanding the essence of information culture and its functions in modern society are given. The approaches to the formation of information culture among students in primary school are described. The problem is posed of the need to find mechanisms for organizing joint activities of primary schoolchildren, which will allow them to actively involve them in the process of receiving and transmitting information and will make it possible to expand the boundaries of the educational space. Examples of the implementation of our hypothesis that the formation of the information culture of primary schoolchildren will be carried out effectively if the selection of the content of the educational material is carried out, which makes it possible to set and solve several cognitive tasks with a common goal, and the solution can be found in different ways, which will allow to divide the process of joint activity; the development of cognitive tasks requiring the implementation of joint activities; search for forms of interaction that allow solving common problems in a definite period of time. The content of the subject area "Mathematics" is described, which can be used when organizing joint activities of primary schoolchildren. Correlation of the selected content and types of lessons has been carried out. An example of the organization of network interaction aimed at the formation of information culture in the study of mathematics by primary schoolchildren is presented. The presented example shows the interaction of trainees in a group, in a subgroup, between members of different groups and the combination of work in subgroups to solve a common problem. The organization of the work of joint activities is described, which makes it possible to make the process of searching for information not only personally significant, but also significant for all learners, united by network interaction.

Key words:
information culture of primary schoolchildren,joint activities,networking,work in subgroups,subject area "Mathematics" of primary general education