ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PECULIARITIES OF FORMING A COOL TEAM IN PRIMARY SCHOOL

КАМАКИНА Ольга Юрьевна

KAMAKINA Olga Yuryevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования классного коллектива в начальной школе. Автором обобщен опыт теоретических и практических исследований, изучающих процесс социализации школьников. Формирование классного коллектива является важнейшим фактором социализации. Период начального общего образования является сензитивным периодом формирования коллективов обучающихся младшего школьного возраста. Классный руководитель, как значимый взрослый, в начальной школе имеет особое значение в данном процессе, поскольку имеет возможность в формировании классных коллективов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Выявление психолого-педагогических условий, влияющих на формирование классного коллектива, - исследовательская задача, имеющая значение как для теории, так и для практики современного российского образования. Описаны результаты лонгитюдного опытно-экспериментального исследования влияния деятельности классного руководителя на повышение уровня группового сплочения младших школьников. Автором была выдвинута гипотеза, что работа классного руководителя по формированию коллектива младших школьников будет более эффективной, если будут созданы определенные психолого-педагогические условия: формирование навыков коммуникативной рефлексии, формирование навыков самоконтроля, развитие умения выполнять групповую работу у младших школьников, что было доказано результатами исследования.

Ключевые слова:
социализация,коллектив,младший школьник,начальная школа,классный руководитель,группа,педагог,сплочение,сензитивный период,образование
Description:
The article deals with the problem of forming a classroom team in primary school. The author summarized the experience of theoretical and practical research studying the process of socialization of schoolchildren. Forming a classroom team is the most important factor in socialization. The period of primary general education is a sensitive period in the formation of groups of students of primary school age. The class teacher, as a significant adult, in primary school is of particular importance in this process, since he has the opportunity to form class teams both in educational and extracurricular activities. Identifying the psychological and pedagogical conditions that affect the formation of the classroom is a research task that is important both for theory and for the practice of modern Russian education. The results of a longitudinal experimental study of the influence of the class teacher's activity on increasing the level of group cohesion of younger students are described. The author put forward a hypothesis that the work of the class teacher in forming a team of younger schoolchildren will be more effective if certain psychological and pedagogical conditions are created: the formation of communicative reflection skills, the formation of self-control skills, the development of the ability to perform group work in younger schoolchildren, which was proved by the results of the study.

Key words:
socialization,team,junior student,primary school,class teacher,group,teacher,rallying,sensitive period,education