ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье раскрыты особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте, проанализированы педагогические условия формирования навыка чтения как фактора успешности младших школьников. Для формирования навыка чтения на уроках литературного чтения выделяют особые методы и приемы, посредством которых у младших школьников развивается не только автоматизированное умение по озвучиванию текста, но и осознанное восприятие прочитанного произведения, способствующее формированию навыка чтения. Навык чтения - это такой механизм чтения, который состоит из данных компонентов: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Без точного озвучивания графических знаков не будет правильного понимания отдельных единиц текста, без объяснения значения каждой единицы невозможно выяснить их связь, а без связи отдельных компонентов текста не будет осознания содержания произведения. Следовательно, понимание общего смысла произведения способствует правильности чтения всех его компонентов, а правильное чтение и понимание текста являются фундаментом для выразительности чтения. Для того, чтобы сформировались какие-то умения, развился автоматизированный навык, совсем не обязательно выполнять длительные по времени упражнения. Самое важное - нужна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Ежедневная работа по развитию навыка правильного и беглого чтения младшего школьника должна вестись с первого класса на уроках литературного чтения. Только при таких условиях можно сформировать полноценный навык чтения и способствовать литературному развитию младших школьников. Таким образом, работа по формированию навыков правильного, беглого и сознательного чтения школьников осуществляется в неразрывном единстве. Эта систематическая работа делает урок живым, интересным и познавательным для учащихся.

Ключевые слова: