ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зайцева Ольга Юрьевна, Доля Светлана Геннадьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Цель : выявление компонентных особенностей культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы : Комплекс диагностических процедур, таких как Диагностический инструментарий включал в себя комплекс заданий, разработанных А.И. Садретдиновой и ориентированных на оценку каждого из вышеперечисленных структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста позволил нам проанализировать особенности культуры безопасности. Результаты : на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития базиса культуры безопасного поведения в дошкольном возрасте как поэтапного процесса адаптации к опасностям окружающего мира. Результаты исследования позволили выявить, что когнитивный компонент культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников характеризуется недостаточной полнотой имеющихся представлений о безопасности жизнедеятельности, об источниках опасности и вариантах поведения в разных ситуациях опасности. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное отношение к ситуациям опасности является недостаточно сформированным. Эмоциональные реакции детей на поведение в разных ситуациях недостаточно дифференцированы, они затрудняется в выборе правильного поведения в конкретной ситуации. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для формирования культуры безопасности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для формирования опыта безопасного поведения. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия формирования базиса культуры безопасности жизнедеятельности современных детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития базиса культуры безопасности у современных детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: