ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Мазенова Наталья Валерьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Проблема развития любознательности детей шестого года жизни приобретает большую актуальность, в связи с тем, что в современном дошкольном образовании одним из основных принципов В соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Анализ позиций ученых позволил определить любознательность как сложное образование, имеющее многокомпонентную структуру, основанное на познавательной потребности. Развитие любознательности как стадии познавательного интереса приходится на дошкольный возраст, в частности пик развития любознательность характерен для старших дошкольников. На данный момент проблема любознательности в отечественной науке рассмотрена в работах целого ряда исследователей. Основополагающими выступают работы, в которых раскрыта сущность любознательности, ее структура, взаимосвязь с другими психическими свойствами. Речь идет о работах Б.Г. Ананьева, Д.Е. Берлайна, Н.Ц. Купарадзе, Н.Т. Лобовой и других исследователей. В дошкольном возрасте проблема любознательности также выступала предметом изучения, одной из основополагающих работ по данной проблеме является работа К.М. Рамоновой, в которой рассмотрена структура любознательности, раскрыто содержание любознательности в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте любознательность развивается, что появляется в повышении у ребёнка стремления к познанию, к установлению сходных признаков предметов, обнаружении связей между ними. У них возрастает стремление к сущности предметов, хотя они продолжают ориентироваться на внешние признаки, что делает особенно значимым организацию педагогического руководства процессом познания. В силу особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте любознательность проявляется более выраженно и носит иной характер. Дети стремятся познать сущность явлений и процессов, они задают вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития любознательности у детей шестого года жизни.

Ключевые слова: