ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЕЖНОМУ ДОЛГУ У СТУДЕНТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ВУЗЕ

Гагарина Мария Анатольевна, Неврюев Андрей Николаевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Отношение к денежному долгу является актуальной проблемой социальной и экономической психологии. Большие траты в процессе обучения, в сочетании с нетерпимостью к займам ведут к тому, что высшее образование становится доступным только обеспеченным гражданам, а те, кто не способен нести такие расходы вынуждены выбирать более доступные формы обучения, в будущем это приведет к еще большей поляризации общества из-за разного уровня образования и, следовательно, разной доступности высокооплачиваемых должностей. В статье представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по проблеме студенческих долгов, отношению к долгу и готовности занимать деньги на обучение. Оплата обучения за счет заемных средств рассматривается как одна из форм экономического поведения. Общая выборка исследования составила 326 человек, средний возраст 18,9 лет SD=2,3; из них 147 чел. (18,9 лет, SD=2,0) обучаются на бюджетной основе и 179 чел. (18,9 лет; SD=2,5) обучаются на платной основе. Приводятся результаты эмпирического исследования. Показано, что различия в образовании у респондентов связаны с разным отношением к кредитам и долгам. Выявлена роль предыдущего опыта кредитования в группах респондентов с разным отношением к долгу. У людей, которые не имели опыта кредитования в прошлом уровень долговой рациональности и осуждения долга выше, а уровень готовности к кредитам, напротив, ниже. Отношение к кредитам у людей, которые демонстрируют «ответственное» и «неответственное» поведение к кредитам также разное. Люди, которые не имеют задолженностей и просроченных платежей по кредитам имеют выше уровень долговой рациональности и в тоже время ниже уровень готовности взять кредит. Выявлены взаимосвязи между шкалами опросника отношение к долгу с шкалами опросников «Большая пятерка» и «Временная перспектива». Долговая рациональность позитивно связана с будущим и фаталистическим настоящим, осуждение долга негативно связано с гедонистическим настоящим и позитивно с добросовестностью и открытостью новому опыту, негативно с дружелюбием. Готовность к кредитам негативно связана с эмоциональной стабильностью.

Ключевые слова: