ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Данилова Маргарита Александровна, Юдеева Татьяна Васильевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования ролевых ожиданий и притязаний современной молодежи относительно семейной жизни. В данном исследовании было выявлено, что для юношей и девушек важным фактором семейной жизни является возможность собственной реализации и реализации партнера в профессиональной сфере и в социуме в целом. Так же для современной молодежи является значимой эмоциональная близость с партнером, идентификация с ним, и поддержка. При этом бытовая сфера для испытуемых с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией является не столь значимой. Анализ результатов по методике «Ролевые ожидания и притязания» Волковой А. Н. Было выявлено, что девушки в двух выборках демонстрируют высокий уровень по шкалам «Социальная активность» и «Эмоционально-терапевтическая составляющая брака». Это значит, что для девушек важным является социальные связи, а также профессиональная реализация. При том гомосексуальным девушкам важнее собственая реализация, чем реализация своего партнера, в то время как гетеросексуальным девушкам в равной степени актуальна реализация партнера и своя собственная. Высокие показатели «Эмоционально-терапевтической» шкалы, является показателем доминирующей роли чувственной и эмоциональной составляющей семейной жизни, наряду с тем, что показатели «Бытовой сферы» значительно ниже. В выборке юношей самые высокие показатели наблюдаются по шкалам «Идентификации» и «Эмоционально-терапевтической». Так же в ходе исследования были проанализированы основные аспекты гендерной социализации испытуемых. Выявлено, что в процессе гендерной социализации молодые люди руководствовались усвоенными в родительской семье гендерными установками. Данные установки переносятся в дальнейшем с свою собственную семью. Так выявлено, что в гомосексуальной выборке конструирование гендерных ролей проводилось в большей степени через манипулирование родителями, а в гетеросексуальной выборке конструирование гендерных ролей и дальнейшая гендерная социализация проводилась за счет вербализации основных поведенческих паттернов, свойственных тому или иному полу.

Ключевые слова: