ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАДСИТУАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРСА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ

PECULARITIES OF VALUE MOTIVATIONAL SPHERE AND THE SUPRA-SITUATEDNESS OF THINKING AS A RESOURCE OF RECENT GRADUATES OF DIFFERENT TYPES OF PROFESSIONS

СЕРАФИМОВИЧ Ирина Владимировна, МЕДВЕДЕВА Елена Алексеевна

SERAFIMOVICH Irina Vladimirovna, MEDVEDEVA Elena Alekseevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В публикации авторы представляют результаты эмпирического исследования профессионального мышления как когнитивного ресурса и мотивационно-ценностной сферы молодых специалистов артономических и социономических типов профессий. Показано, что имеются как общие, характерные для обеих выборок особенности профессионального мышления и мотивационно-ценностной сферы, так и специфические. Продемонстрировано, что у молодых специалистов артономических и социономических профессий преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Установлено, что наиболее выраженными ценностными ориентациями в обеих выборках являются «духовное удовлетворение» и «развитие себя», а наименее актуальными «собственный престиж» и «креативность», при этом средние показатели по большинству ценностей значимо выше у представителей артономических профессий. Выявлено, что первостепенной жизненной сферой для молодых специалистов социономического типа является профессиональная жизнь, а для артономического - обучение и образование. Взаимосвязи ценностно-мотивационной сферы и надситуативности мышления у представителей артономических профессий не выявлено, но на выборке социономического типа профессий обнаружена опосредованная связь мышления и ценностей через мотивацию к успеху, которая связана с надситуативностью мышления. Доказано преобладание надситуативного, чем ситуативного мышления в общей выборке, при этом достоверных отличий по уровню мышления не обнаружено, но есть значимые отличия по оригинальности (выше у артономического типа) и обоснованности решения (выше у социономического типа).

Ключевые слова:
профессиональное мышление,когнитивный ресурс,профессионализация мышления,мотивация,ценностные ориентации,артономические и социономические типы профессий
Description:
In the article the authors present the results of the empirical research of professional thinking as a cognitive resource and value motivational sphere of recent graduates of artonomical and socionomical types of professions. It has been shown that there are common features of professional thinking which are distinctive for both sample groups as well as specific ones. It has been demonstrated that recent graduates of artonomical and socionomical types of professions possess moderately high level of motivation for success. It has been determined that the most prominent value orientations among both sample groups are «spiritual gratification» and «self-development», while the less actual ones are «prestige» and «creativity», average figures in most values are significantly higher among graduates of artonomical professions therewith. It has been found out that the fundamental life sphere for recent graduates of socionomical types of professions is professional life and recent graduates of artonomical types of professions consider it to be training and education. The interrelation of value motivational sphere and supra-situatedness of thinking of representatives of artonomical professions has not been educed, but the indirect relationship of thinking and values through motivation for success, which is related to the supra-situatedness in general, has been discovered among the recent graduates of the socionomical types of professions. The predominance of supra-situational thinking to situational one has been proved. There are no verifiable difference in the level of thinking, but there are some significant distinctions in originality (higher among artonimical types) and in feasibility of decision-making (higher among socionomical ones).

Key words:
professional thinking,cognitive resource,professionalization of thinking,motivation,value orientation,artonomical and socionomical types of professions