ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Карпушкина Наталья Викторовна, Трушина Анна Анатольевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Статья посвящена изучению особенностей межличностного восприятия младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются общевозрастные и специфические особенности формирования образа сверстника у детей на протяжении младшего школьного возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: младшие школьники с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Также в исследовании участвовали учителя школьников. На основе анализа общевозрастных и специфических, связанных со структурой дефекта, особенностей было доказано единство развития личности у младших школьников с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, со школьниками с задержкой психического развития важно проводить коррекционно- развивающую работу для профилактики личностной дисгармонии. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию межличностного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития. Психокоррекционная программа включала два блока- работу со школьниками и занятий, направленных на работу с педагогами. Основными методами для проведения коррекционной работы стали тренинг, арт- терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели целостности, полноты, дифференцированности, адекватности межличностного восприятия в группе младших школьников с задержкой психического развития изменились в сторону снижения факторов риска дезадаптации. Так же были обнаружены тенденции оптимизации восприятия ребенка педагогами младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: