ОТНОШЕНИЕ К МОДЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ATTITUDE TO FASHION OF ADOLESCENT BOYS AND GIRLS

ХОРОШИХ Валерия Викторовна, БРИЛЛИАНТ Вероника Игоревна

KHOROSHIKH Valeriya Viktorovna, BRILLIANT Veronika Igorevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье представлены результаты изучения отношения подростков 13-14 лет к моде с учетом дифференциации выборки по полу. Выявлены основные размерности отношения подростков к моде: значимость моды в процессе межличностного взаимодействия; выраженность мотива самоутверждения в приверженности моде; влияние моды на технологические новшества и организацию досуга современного человека; особенности эмоционального отклика на ситуацию соответствия своего облика модным тенденциям. Мотивы самопрезентации и самоутверждения выделяются подростками в качестве ведущих мотивов приверженности моде. Установлено, что возраст и принадлежность к профессиональной деятельности, имеющей отношение к работе с информацией, выступают в качестве инвариантных социально-демографических факторов, определяющих приверженность моде, по мнению подростков. Представления о половой принадлежности, как о факторе, определяющем приверженность моде, имеют специфические различия у девочек и мальчиков подросткового возраста: девочки демонстрируют установку на гендерное равенство, тогда как для мальчиков характерна поляризация представлений о значимости моды для мужчин и женщин. Девочкам свойственно отношение к моде как к ресурсу, позволяющему человеку выразить себя, проявить свою индивидуальность, усилить привлекательность. Для мальчиков характерно амбивалентное отношение к моде.

Ключевые слова:
мода,отношение к моде,мотивы приверженности моде,представления о моде,влияние моды,подростки,половые различия
Description:
The paper presents the results of studying the attitude of 13-14 years old adolescents to fashion, taking into account the differentiation of the sample by gender. The main dimensions of adolescents' attitude to fashion are revealed: the importance of fashion in the process of interpersonal interaction; the severity of the self-affirmation motive in following to fashion; the influence of fashion on technological innovations and the organization of leisure of a modern person; peculiarities of emotional response to the situation of conformity of one's appearance to fashion trends. The motives of self-presentation and self-affirmation are singled out by adolescents as the leading motives for adherence to fashion. It was found that age and professional activity related to working with information act as invariant socio-demographic factors that determine adherence to fashion in the opinion of adolescents. The perceptions of gender as a factor determining adherence to fashion have specific differences among adolescent girls and boys: girls demonstrate an orientation toward gender equality, while boys are characterized by a polarization of ideas about the importance of fashion for men and women. Girls tend to treat fashion as a resource that allows a person to express themselves, show their individuality, and enhance their attractiveness. Boys are characterized by an ambivalent attitude towards fashion.

Key words:
fashion,attitudes to fashion,motives of following to fashion,ideas about fashion,influence of fashion,adolescents,gender differences