ПАНДЕМИЯ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ВЫСШАЯ ШКОЛА

PANDEMIC, DIGITALIZATION, AND HIGHER EDUCATION

СЕДЫХ Ирина Юрьевна

SEDYKH Irina Yuryevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье обсуждаются предварительные результаты экстренного перехода к массовому дистанционному обучению в системе отечественного высшего образования. Представлены и детально проанализированы достоинства и недостатки онлайн-обучения по сравнению с традиционным контактным обучением. Выделяются временные и практически постоянные проблемы, присущие переходу на дистанционное обучение. Из них проблемы технического характера являются решаемыми. А проблема изменения характера коммуникации между преподавателем и студентами - это существенно более серьёзная, требующая новых технологий и напряжения сил, как преподавателей, так и студентов. Проведен анализ успехов и проблем процесса дистанционного обучения. Указано наличие противоречий между традиционным контактным обучением и онлайн-обучением. Отмечено, что возникает проблема с выполнением социально-воспитательной функции вуза. Утверждается, что дистанционное обучение может стать преобладающим только в тех случаях, когда живой контакт между участниками образовательного процесса по тем или иным причинам должен быть сведен к минимуму или же, вообще, исключен. Сделан вывод, что в системе базового формального образования всех направлений подготовки и уровней образования дистанционное обучение может использоваться как форма, дополняющая, уточняющая и усиливающая организационный, психолого-дидактический и социально-педагогический потенциал традиционного «лицом к лицу» формата получения образования .

Ключевые слова:
высшее образование,онлайн-обучение,дистанционное обучение,контактное обучение,цифровые технологии,модели обучения
Description:
The article discusses the preliminary results of the emergency transition to mass distance learning in the system of domestic higher education. The advantages and disadvantages of online learning in comparison with traditional contact learning are presented and analyzed in detail. There are temporary and almost permanent problems inherent in the transition to distance learning. Of these, technical problems are solvable. And the problem of changing the nature of communication between teachers and students is much more serious, requiring new technologies and the effort of both teachers and students. The analysis of the success and problems of the distance learning process is carried out. There are contradictions between traditional contact training and online training. It is noted that there is a problem with the implementation of the social and educational function of the university. It is established that live communication between the teacher and students is irreplaceable, and that the disadvantages of this format of training, in general, exceed the advantages. It is noted that distance learning can become predominant only in those rare cases when live contact between participants of the educational process for one reason or another should be minimized or, in general, excluded. It is concluded that in the system of basic formal education of all training areas and levels, distance learning can be used as a form that complements, clarifies and strengthens the organizational, psychological, didactic and socio-pedagogical potential of the traditional "face-to-face" format of education.

Key words:
higher education,online learning,distance learning,contact learning,digital technologies,learning models