ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Чернявская Валентина Станиславовна, Мишарева Анна Евгеньевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье показана социальная значимость профессии учителя начальной школы. Обоснован факт влияния учителя начальной школы, как референтной фигуры на ученика. Педагогическая интенциональность обоснована как идентификация собственных профессиональных целей и результатов с теми, которые заданы ФГОС: субъективная цель профессиональной деятельности учителя совпадает с целью образования - развитие способностей ученика. Проведено исследование учителей и учеников начальной школы на примере МБОУ СОШ №12 НГО: определена интенциональность учителей, определен уровень учебной мотивации учеников начальной школы с 1 по 4 класс. Интенциональность учителей определялась по методике В.С. Чернявской, кроме того, для уточнения данных об интенциональности и выявления соответствия цели образования субъективной цели педагогов был применен опрос с ответами в свободной форме. Педагоги показали, что они способны к осмыслению процессуальных характеристик своей профессиональной деятельности и ее результатов, осознанию стиля своей деятельности, решению проблем самоорганизации. По итогам оценки влияния педагогической интенциональности на учебную мотивацию было доказано, что эффект продуктивной мотивации у большинства учеников связан с более высокой педагогической интенциональностью их учителей. Расчет достоверности по φ*-критерию Фишера показал достоверность различий результативности деятельности учителей: направленность учителя начальной школы на взаимодействие является фактором учебной мотивации его учеников.

Ключевые слова: