ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА КАК БАЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ

Голохваст Кирилл Сергеевич, Хороших Павел Павлович, Сергиевич Александр Александрович, Калинина Светлана Феликсовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Статья посвящена генезису одного из базовых понятий профессиональной подготовки будущего педагога - педагогической концептосфере. В статье предложен анализ развития идеи концептосферы из собственно лингвистического феномена в феномен педагогический. Авторами показано, что феномен «концептосфера», сформировавшись изначально как лингвистическое понятие, на настоящий момент может рассматриваться не только с филологической, но также культурологической, философской, психологической и педагогической сторон. При этом в статье приводятся обобщенные интерпретации изучаемого феномена в указанных областях научного знания. Важным аспектом =, по мнению авторов, также является сравнение семиотического и концептуального подходов как возможности сравнения семиосферы и концептосферы как неких дихотомических структур сознания, в том числе в профессиональной сфере. Авторы также подчеркивают, что в качестве системного и смыслообразующего основания в профессиональной подготовке педагога должна выступать особая форма профессиональной ментальности, суть которой может быть сведена к способности овладевания разнообразными формами «педагогического бытия». При этом в основу анализа пожен подход, разработанный Е.Н. Дмитриевой, согласно которому педагогическая концептосфера есть форма ментальности и субъектности взаимоотношений педагога с действительностью.

Ключевые слова: