ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИНДИЙСКОГО ФИЛОСОФА АУРОБИНДО ГХОША

Мартынов Олег Вадимович, Бережнова Ольга Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Анализ и изучение теоретических положений, методологии и особенностей выдающихся представителей зарубежных школ представляет несомненный научный и практический интерес. Цель данной статьи выявить и представить основные идеи индийского философа Ауробиндо Гхоша (1872-1950). Результатом становится более полное понимание различных аспектов и особенностей педагогических воззрений видного ученого индийской культуры Ауробиндо Гхоша. Статья направлена на более полное и объективное рассмотрение вопросов интегральной педагогики в Индии и освящение некоторых особенностей индийской системы образования. Дана оценка и отмечены сильные и слабые стороны воззрений Ауробиндо Гхоша, а также отражены некоторые тождества его воззрений с концепциями М. Ганди. Дана краткая характеристика некоторых наиболее значимых произведений, во многом формировавшихся в соответствии с особенностями его биографии. Дан сопоставительный анализ трудов различных исследователей его творчества и выявлены факторы, в значительной степени, повлиявшие на формирование его воззрений и ценностных установок. Выводы статьи позволяют определить влияние на идейные истоки педагогических и философский концепций А. Гхоша, представителей так называемой «буржуазной реформации индуизма» и европейского опыта. Определены специфические традиции индийской педагогической школы - духовно-нравственные основы образования, целостный подход к формированию личности, воздействие наставника (гуру) на воспитанника своим личным примером и ряд других.

Ключевые слова: