ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

PERSONALIZATION AS A CONDITION OF ACTUALIZATION OF SUBJECT POSITION WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

МИРОНЕНКОВА Наталья Николаевна, СУСИМЕНКО Елена Владимировна

MIRONENKOVA Natalia Nikolaevna, SUSIMENKO Elena Vladimirovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Использование элементов персонализированного обучения при обучении иностранного языка способствует формированию субъектной позиции обучающегося и создает условия для развития личности. Персонализация предполагает способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности, а как любой субъект он наделен неповторимым и уникальным опытом, в котором присутствуют помимо процессуально-действенного компонента, но и мотивационно-ценностный и эмоционально-чувственный компоненты. Вследствие чего авторы выделили условия развития субъектности и становления субъектной позиции учащегося в рамках учебного процесса (смысловые предпочтения, ситуации выбора, коммуникативная деятельность, профессиональная деятельность, опора на опыт). В рамках персонализированного подхода авторами выделены компонентов педагогического процесса, направленные на актуализацию субъектной позиции (дидактические принципы, ориентированные на ценностно-смысловую сферу учащегося; использование интегрированного содержания; технологии и методы, способные предоставить учащемуся в некоторой степени свободу выбора, чувств и мыслей; организация языковой парасреды). В рамках такого персонализированного подхода в обучении учащийся сможет выразить смысловые предпочтения и проявлять выборочную деятельность. Именно смысл может стать той интенцией к обозначиванию себя как субъекта учебного процесса.

Ключевые слова:
персонализация,иностранный язык,субъект,субъектность,субъектная позиция,субъектный опыт,дидактические принципы (правила),языковая парасреда
Description:
The use of elements of personalized learning when teaching a foreign language contributes to the formation of the student's subjective position and creates conditions for personal development. Personalization involves a way of designing and implementing the educational process, in which the student acts as a subject of educational activity, and like any subject, he is endowed with a unique and unique experience, in which there are not only a process-effective component, but also motivational-value and emotional-sensory components. As a result, the authors identified the conditions for the development of subjectivity and the formation of the student's subjective position in the educational process (semantic preferences, choice situations, communication activities, professional activities, reliance on experience). Within the framework of the personalized approach, the authors identify components of the pedagogical process aimed at updating the subject position (didactic principles focused on the value-semantic sphere of the student; the use of integrated content; technologies and methods that can provide the student with some degree of freedom of choice, feelings and thoughts; organization of the language environment). As part of this personalized approach to learning, the student will be able to express semantic preferences and show selective activity. It is the meaning that can become the intention to identify oneself as a subject of the educational process.

Key words:
personalization,foreign language,subject,subjectivity,subjective position,subjective experience,didactic principles (rules),linguistic para-environment