ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ АГРЕССИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Баженова Наталья Геннадьевна, Токарь Оксана Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье изучаются половые различия агрессии и коммуникативной компетентности юношей и девушек. В теоретическом обзоре представлены понятия агрессии, коммуникативной компетентности; выделены индивидуально-типические варианты проявления агрессии в юношеском возрасте; описаны половые различия в переживаниях и оценке агрессии; рассмотрены уровни и критерии коммуникативной компетентности. В результате эмпирического исследования выявлены следующие половые различия у юношей и девушек. Для девушек характерным является: толерантность в общении, способность скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с антикоммуникативными качествами партнеров, способность к торможению агрессии в процессе коммуникации в сочетании с неумением снимать негативные эмоции через активность в какой-либо деятельности, проявление выраженной эмпатии по отношению к родителям и героям художественных произведений. Для юношей характерным является: сниженная толерантность в общении, нетерпимость к партнерам по общению, готовность к конфликту, коммуникативный контроль, сдержанность в эмоциональных проявлениях, затруднения в спонтанном самовыражении, избегание непрогнозируемых ситуаций в общении. Наряду с различиями, в исследовании выявлены и сходные характеристики в сфере коммуникации и агрессивного поведения: в обеих выборках коммуникативная агрессивность и эмпатийность находятся на среднем уровне. Юноши и девушки достаточно искренни и непосредственны в общении, в тоже время у них имеется проблема принятия других в процессе коммуникации и сниженный эмоциональный самоконтроль в общении, что, в свою очередь, может быть связано с проблемой самопринятия, самоуважения, самопрезентации.

Ключевые слова: