«ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ» КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-ПОИСКА УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ШКОЛЬНИКАМИ

“USER CONFIDENCE” AS A FACTOR OF EFFICIENCY OF ONLINE SEARCH FOR EDUCATIONAL INFORMATION BY SCHOOLCHILDREN

МИКЛЯЕВА Анастасия Владимировна

MIKLYAEVA Anastasia Vladimirovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, целью которого является анализ влияния фактора «пользовательской уверенности» на эффективность онлайн-поиска, осуществляемого мальчиками и девочками, учащимися средней школы, в процессе выполнения учебных заданий разной степени сложности. В исследовании приняли участие 176 школьников в возрасте 11-16 лет (94 девочки и 82 мальчика), которые выполняли простые и сложные онлайн-поисковые задания с однозначными или неструктурированными ответами. Для оценки эффективности онлайн-поиска использовался процессуальный подход, предполагающий учет количества сформулированных поисковых запросов. Пользовательская уверенность оценивалась посредством анализа самооценки навыков онлайн-поиска учебной информации. Согласно полученным результатам, взаимосвязь между пользовательской уверенностью и процессуальными характеристиками онлайн-поиска имеет гендерную специфику: в выборке девочек отмечается прямая связь между уровнем пользовательской уверенности и процессуальными характеристиками онлайн-поиска независимо от сложности поисковой задачи, в то время как в выборке мальчиков отмечается эффект пользовательской самоуверенности, связанный с сокращением количества формулируемых запросов на фоне высокой оценки собственной пользовательской компетентности при выполнении поисковых заданий с неструктурированным ответом. Описанные тенденции сохраняются на протяжении всего периода обучения в средней школе. Обсуждаются возможности повышения цифровой компетентности учащихся средней школы в аспекте совершенствования навыков поиска учебной информации в сети Интернет.

Ключевые слова:
онлайн-поиск,пользовательская уверенность,учащиеся средней школы,эффективность онлайн-поиска,поисковые запросы,эффект пользовательской самоуверенности,гендерные различия
Description:
The article presents the results of a study aimed at analyzing the influence of the "user confidence" factor on the effectiveness of online search carried out by boys and girls, secondary school students, in the process of completing educational tasks with varying degrees of complexity. The study involved 176 schoolchildren aged 11-16 (94 girls and 82 boys) who completed simple and complex online search tasks with unambiguous or unstructured answers. We used a procedural approach to evaluate the effectiveness of online search, which suggested considering the number of search queries as an indicator of online search procedural effectiveness. User confidence was assessed by analyzing the self-assessment of the skills for online search. According to the results, the relationship between user confidence and the procedural characteristics of online search is gender-specified. There is a direct relationship between the level of user confidence and the procedural characteristics of online search in the sample of girls, regardless of the complexity of the search task. In the sample of boys, we have found the effect of user overconfidence, which is associated with a reduction in the queries number in cases of high assessment of the user's own competence (for search tasks with unstructured responses). These trends persist throughout the period of secondary school education. The opportunities of improving the digital competence in secondary school are discussed from the point of view of development of the skills for educational information search on the Internet.

Key words:
online search,user confidence,secondary school,online search efficiency,search queries,user overconfidence effect,gender differences