ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ОСНОВАННОЙ НА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

Равен Джон

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Р.Моттус (Эдинбургский университет) и его коллеги недавно сообщили об исследовании, которое показало, что индивидуальные задания из опросников «Большой пятерки» (Big Five) позволили лучше предсказывать изменения с возрастом, чем факторные оценки или оценки, полученные на основе подмножеств заданий, предназначенных для индексации «аспектов» («граней») личности. Далее они предположили, что эти элементы были связаны с определенными последовательностями генов и что некоторые из этих предрасположенностей побуждали их обладателей оказываться в среде, которая могла расширять и усиливать дифференциальный эффект предрасположенностей. Эти данные убедительно подтверждают утверждения, сделанные ранее К.Хейсом (K. Hayes, 1962) [9] по той же проблеме. Фактически, эти утверждения уже были подкреплены расширением Т.Бушара (T. Bouchard) и повторным анализом набора заданий, лежащих в основе «Большой пятерки», а также исследованиями В. Джонсон (W.Johnson). В настоящей статье эти результаты рассматриваются в контексте кажущейся более сжатой теоретической основы, представленной в работе Дэвида Макклелланда (D. McClelland) и развитой автором (J. Raven Jr.). Это развивает классификацию типа Линнея для мотивационных склонностей и разъясняет ряд компонентов компетентности, которые позволяют людям реализовывать свои мотивационные склонности. Как предположила С. Скарр (S. Scarr), люди могут и действительно выбирать себе среду, которая позволяет им отточить компоненты компетентности, необходимые для претворения в жизнь их мотивационных склонностей. Исследования, проведенные автором и его коллегами в школах, в домашних условиях и на рабочих местах, подтверждают, что многие родители, некоторые менеджеры и некоторые учителя создают среду развития, которая способствует этому процессу. Особое внимание уделяется эмерджентному характеру компетентности и природе среды, которая способствует её возникновению. В статье подробно описывается разработка теоретической основы, необходимой для рассмотрения индивидуальных различий и их развития.

Ключевые слова: