ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ САМОБЫТНОСТИ И МЕНТАЛЬНОСТИ

TEACHING THE HISTORY OF RUSSIA AT A NON-PROFILE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF IDENTITY AND MENTALITY

РОССЕЛЬ Наталья Владимировна

ROSSEL Natalya Vladimirovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье представлена разработка концепции преподавания истории России в непрофильном (техническом) вузе, основанная на осмыслении исторического процесса с позиций национальной русской самобытности и ментальности. Отмечается, что преподавание истории часто строится на неправильных и даже опасных концепциях, связанных с идеологией и политической конъектурой и нередко ведущих к фальсификации исторической правды. Опора при анализе исторического процесса, в ходе представления его студентам на особенности национального характера, взаимно обусловливающие исторические явления, даёт возможность избрать более адекватный подход. В результате исторические знания перестают быть для студентов просто набором фактов и начинают восприниматься как целостный процесс, обусловленный культурно и психологически. Описанный в исследовании подход является междисциплинарным, синтезирующим знания из области истории, философии, культурологии, психологии, политологии и других гуманитарных дисциплин. Делается вывод о большом воспитательном значении преподавания истории на основании анализа самобытности и ментальности, поскольку с его помощью вопросы любви к Родине и патриотизма становятся для студентов более жизненными, понятными, обоснованными; восприятие истории и собственного народа становится более научным и сознательным.

Ключевые слова:
история,история России,технический вуз,студент,обучение,самобытность,ментальность
Description:
The article presents the development of the concept of teaching the history of Russia in a non-core (technical) university, based on the understanding of the historical process from the standpoint of national Russian identity and mentality. It is noted that teaching history is often based on incorrect and even dangerous concepts related to ideology and political conjuncture and often leading to falsification of historical truth. The reliance in the analysis of the historical process, in the course of presenting it to students on the peculiarities of the national character, mutually conditioning historical phenomena, makes it possible to choose a more adequate approach. As a result, historical knowledge ceases to be just a set of facts for students and begins to be perceived as an integral process, conditioned by culture and psychology. The approach described in the study is interdisciplinary, synthesizing knowledge from the field of history, philosophy, cultural studies, psychology, political science and other humanitarian disciplines. The conclusion is made about the great educational value of teaching history on the basis of the analysis of identity and mentality, since with its help the questions of love for the Motherland and patriotism become more vital, understandable, and substantiated for students; the perception of history and its own people is becoming more scientific and conscious.

Key words:
history,history of Russia,technical high school,student,learning,identity,mentality