ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

APPLYING OF DISTANCE LEARINING IN THE PANDEMIC: PROS AND CONS (ON THE MATERIAL OF A SOCIOLOGICAL SURVEY)

ГОРДЕЕВА Людмила Константиновна, МЯСНИКОВА Татьяна Сергеевна

GORDEEVA Liudmila Konstantinovna, MYASNIKOVA Tatiana Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В настоящее время становится очевидным, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Эффективность дистанционного обучения во многом заключается в том, что студенты имеют возможность работать с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит именно им. В то же время слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии контактной работы преподавателя и обучаемых, а значит и воспитательного воздействия, в развитии мотивации и самодисциплины у студентов, необходимых при дистанционном обучении. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что не по всем специальностям можно эффективно проводить подготовку специалистов в дистанционной форме. В статье представлены результаты социологического опроса преподавателей и студентов о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения в режиме самоизоляции, в цели которого входило изучение отношения преподавателей и студентов к дистанционному обучению, выделение положительных и отрицательных сторон при работе в дистанционном формате, выявление возможных проблем и трудностей в работе преподавателя и студента. Приводится сравнительный анализ настоящего опроса с исследованиями прошлых лет.

Ключевые слова:
обучение,дистанционное обучение,образование,высшее образование,социологический опрос,профессиональное образование,информатизация образования,теория дистанционного образования,подготовка специалистов,эффективность образовательного процесса
Description:
Recently it has become obvious that accumulation of knowledge itself has lost its value, that is why the task of development of the necessity and ability of a person not only to get and renew the knowledge by himself but also accomplish this process throughout his life has reached the first place. The effectiveness of distant learning lies in the fact that students can work with the material how they want and when they can. At the same time the disadvantages of distant learning reveal in the absence of contact work between a teacher and a student, which means lack of pedagogical influence, lack of the development of motivation and self-discipline among students that are vital in the process of distant learning. Furthermore, it is necessary to highlight that not all disciplines can be taught in the form of distant learning. The article shows the results of a sociological survey of teachers and students about the advantages and disadvantages of distant learning in the isolation mode. The aims of the survey are to study the attitude of a teacher and a student to the distant learning, to point out pros and cons of the distant learning and to reveal possible difficulties and problems in the work of a teacher and a student. The comparative analysis with the studies of previous years is being given.

Key words:
learning,distance learning,education,higher education,sociological survey,professional education,informatization of education,theory of distant education,training of specialists,effectiveness of educational process