ПРИНЦИП КОНФИГУРАТИВНОСТИ ВАРИАТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Тимкина Юлия Юрьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена обоснованию введения принципа конфигуративности в методику преподавания иностранных языков в высшей школе. В работе дается описание особенностей образовательного процесса в высшей школе. Отмечается, что профессионально ориентированный характер, многоуровневость как наличие уровней высшего образования, таких как бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура, разноуровневость обучения, когда в одной группе обучаются обучающиеся с значительно различающимся входным уровнем владения иностранным языком, задают тенденцию к внедрению вариативной подготовки. Вариативная иноязычная подготовка реализуется путем освоения базовых и дополнительных образовательных вариантов. Базовые варианты ориентированы на выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов на минимально необходимом уровне и реализуются в большем объеме в контактной аудиторной работе. Дополнительные варианты нацелены на достижение максимально высокого уровня, определяемого потребностями и мотивацией конкретного обучающегося. Учет индивидуальных особенностей и познавательных потребностей обучающегося возможно в условиях наличия множества разнообразных вариантов. Введение в методику преподавания иностранных языков принципа конфигуративности призвано обеспечить проектирование большого количества разнообразных образовательных вариантов. Дидактический принцип конфигуративности рассматривается в виде построения образовательного процесса или его отрезка путем преобразования структурных компонентов выбора содержания компонентов из рядоположенных вариантов. Наличие различных подходов, методов, средств обучения и форм контроля позволяет создать ряды структурных компонентов. Выбор содержания компонентов осуществляется на основе критериев, таких как уровень владения иностранным языком обучающимся, его когнитивный стиль учения, познавательные потребности и интересы. При конфигурации целостного курса определяющими критериями являются оптимизация и интенсификация иноязычной подготовки. В статье приводится пример применения принципа конфигуративности при формировании образовательных вариантов для обучающихся по специальности Ветеринария. Показано, что применение данного принципа способствует индивидуализации иноязычной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: