ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Прохорова Мария Петровна, Булганина Светлана Викторовна, Белоусова Ксения Владимировна, Лабазова Анастасия Васильевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Современное профессиональное образование быстро становится цифровым. Его предназначением становится подготовка к трудовой деятельности нового поколения (т.н. поколения Z) в условиях широкого применения цифровых технологий и специально организованных сред. Эти особые условия, которые не существовали в истории человечества никогда ранее, сформировали новый вызов традиционной педагогике и определили потребность в осмыслении происходящих в образовании процессов. Одним из важных частных вопросов, ответ на который еще предстоит дать теории обучения, является вопрос о трансформации принципов профессионального образования в условиях цифровизации. Принципы образования дают общее представление об ориентирах и ценностях профессионального образования и лежат в основе методологии построения образовательных систем. При этом в современной образовательной ситуации наблюдается противоречие между необходимостью внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и опорой существующего образования на традиционные принципы обучения, которые не позволяют в полной мере учесть все особенности реальной среды обучения. В статье представлена попытка осмыслить основные характеристики цифрового образования, проанализировать концепцию коннективизма как концепцию обучения в цифровой среде и описать принципы профессионального образования, в наибольшей степени отвечающие существующим условиям. В качестве тенденций цифрового профессионального образования в работе раскрыты рост объемов информации и сокращение т.н. «период полураспада информации», преобразование источников информации и, соответственно, технологий работы с ней, изменение мотивации и предпосылок обучения в цифровой реальности, возрастание потребности в непрерывном обучении и связанный с этим расцвет неформального и информального образования. Далее раскрыто содержание концепции коннективизма, описывающей процессы обучения и взаимодействия в цифровом обществе. Сделан вывод, что в соответствии с ней обучение, в т.ч. профессиональное, осуществляется в сетях, а роль преподавателя сводится к навигации, администрированию и контролю процесса обучения. В качестве принципов профессионального образования в работе описаны принцип самостоятельности и ответственности обучающегося, гибкости и адаптивности образовательного процесса, оптимальности и эффективности технологических средств обучения, прочности и эффективности обучения, сотрудничества и взаимодействия, практикоориентированности и включенного оценивания. Сделаны выводы о том, что понимание и уточнение принципов цифрового образования необходимы для изучения и проектирования образовательных систем в цифровой реальности.

Ключевые слова: