ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИИ

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Блохина Мария Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В условиях развития информационного общества изменяются требования к профессиональной подготовке человека. Если в традиционном обществе основная профессия приобреталась одна и практически на всю жизнь, то в современных условиях профессии могут меняться на протяжении всей жизни и достаточно динамично. Понятие профессиональной идентичности должно трансформироваться вместе с изменениями самого феномена. Однако в научной литературе существует некоторая инертность в обновлении категориального аппарата. В результате возникает противоречие в сущности феномена и его описании с помощью научных понятий. Это приводит к трудностям в построении адекватных моделей для изучения профессиональной идентичности в современном обществе. В частности, в психологической науке сложилось понимание того, что профессиональная идентичность зависит от других индикаторов личностной идентичности и является статичной компонентой в этой системе. Однако в современных условиях непрерывного образования данная ситуация не является определяющей. Возникает необходимость уточнения сущностных характеристик профессиональной идентичности, учитывающих гибкость качественных параметров личности современного человека, его мобильность, адаптационные способности, систему ценностных ориентаций и установок, требования к компетентностной модели современного специалиста, время, место и сроки формирования профессиональной идентичности.

Ключевые слова: