ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЕЕ РЕШЕНИЕ

Майер Роберт Валерьевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Предлагается метод оценки семантической сложности дидактических объектов: учебных тестов, рисунков, формул и т.д. Он состоит в следующем: 1) создают текст, который дает полное и одновременно краткое описание исследуемого дидактического объекта, не содержащее смысловых пустот; 2) определяют количество семантической информации в нем, для этого производят автоматизированный подсчет терминов (слов) с учетом их информационной емкости. Для анализа файла с изучаемым текстом используется специальная компьютерная программа, взаимодействующая с другим файлом, содержащим список терминов и их сложность. Информативность термина определяется путем подсчета числа значимых слов в его определении или объяснении, понятном ученику с заданным тезаурусом. В качестве условной единицы смысловой информации взято количество информации, содержащейся в обычных словах, не требующих объяснения. Дидактическая сложность учебного текста находится как произведение его структурной сложности и семантической сложности. Структурная сложность текста может быть охарактеризована произведением средней длины слова (в слогах) на логарифм от среднего числа слов в предложении, которое увеличено на 1. Представлены результаты использования данного метода, заключающиеся в измерении общей информативности и средней плотности информации в различных учебных текстах, параграфах и их фрагментах, рисунках и формулах.

Ключевые слова: