ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГУВЕРНЕРСТВА В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА

Зарединова Эльвира Рифатовна, Литвинов Георгий Александрович

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена комплексному исследованию одного из видов семейного образования - гувернерства. Цель исследования заключается в рассмотрении истории развития и распространения гувернерства в России. Использован следующий арсенал методов исследования: анализ и синтез историко-педагогической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация. Рассмотрены различные подходы к вопросу генезиса гувернерства в России, в связи с этим поднимается вопрос о возможности и необходимости дальнейшего развития данного направления в образовании с точки зрения его исторической логики. Авторами на основе ретроспективного анализа рассмотрена проблема и выявлены перспективы развития данного направления педагогической деятельности. Раскрыта сущность понятия «гувернер/гунернантка», представлены особенности профессии (знания и навыки) и специфика деятельности гувернера, как домашнего учителя-наставника, обеспечивающего полноценное развитие и формирование личности ребенка. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ профессий, оказывающих услуги индивидуального обучения и воспитания: гувернера, тьютора, ментора, репетитора позволил выявить отличия и некоторые сходства. В отечественной системе образования гувернер отвечает за педагогический процесс и взаимодействует не только с ребёнком, но и с его родителями. По существу он становится наставником воспитанника и помощником родителей в вопросах педагогики, в зарубежной литературе гувернер рассматривается как репетитор, или домашний учитель-наставник. Итогом, проведенного исследования, является результат, который позволил авторам сформулировать рекомендации для родителей, позволяющие осуществить правильный выбор гувернера, выявлена популярность,востребованность и педагогическая целесообразностьпрофессии в современном обществе.

Ключевые слова: