ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЫБОРА В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Мироненкова Наталья Николаевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В рамках нового психолого-педагогического направления - смыслообразования, ценностно-смысловой выбор выступает основой творческой деятельности личности, как первый момент смыслопроявления. В момент осуществления и реализации смыслового выбора открывшиеся обучающемуся и ставшие матрицей его сознания смыслы становятся не только движущей силой, побуждающей к деятельности, но и механизмом, обеспечивающий существование самой личности, ее развитие. Основы изучения ценностно-смыслового выбора как психологического феномена присутствуют в трудах известных психологов и педагогов, однако представлены размыто или не на должном уровне, чтобы перевести его реализацию учащимися в рамки учебного процесса. Для определения концептуальных психолого-педагогических аспектов реализации ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающимся в рамках учебного процесса проводится анализ проблемы в исследованиях различных теорий и подходов в психологии и педагогике XX-XXI века с ракурсом на смысловые аспекты личности и ее ценностно-смысловую сферу. В статье изложены основные психолого-педагогические исследования с точки зрения смысловых позиций человека, его возможности выбирать и выстраивать «Я-концепцию»: С. Мадди, А. Лэнгле, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова, В.Т. Фоменко, М.М. Мироненкова. Анализ исследований позволил выявить благоприятные условия проявления ценностно-смыслового выбора применительно к учебному процессу. Выделены актуальные теоретико-методологические аспекты в психологии и педагогике для моделирования ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающимся.

Ключевые слова: