ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курбатова Алла Сергеевна, Рубцова Наталья Викторовна, Калачев Евгений Юрьевич

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Цель статьи: анализ трудностей и актуальных направлений организации профориентационной работы в современных условиях и обоснование роли педагогических вузов в повышении ее эффективности. Методы и база исследования: базой для теоретических выводов стали труды российских авторов и данные социологических опросов, опубликованные в периодической печати, в диссертационных, монографических и учебно-методических исследованиях. Диалектический подход и транзитивность российского общества, сочетающего как традиционные, так и постмодернистские элементы определили возможный анализ проблемы профориентации по трем направлениям - социально-экономическому, социально-педагогическому и психолого-диагностическому. Результаты: неэффективная профоринтационная работа ведет к ошибкам в выборе профессии, которые являются неблагоприятным фактором не только личностного развития, но и наносят ущерб развитию экономики страны, провоцируют рассогласование между объективной потребностью государства в сбалансированной представленности разных профессиональных групп и несоответствующими этому субъективными профессиональными желаниями молодежи. Это диктует необходимость поиска инновационных направлений, реализующих системно-деятельностный подход, базирующийся на преемственности всех ступеней образования. Аргументировано доказывается, что перспективы профориентационной работы связаны с преодолением её главного недостатка - отсутствием системы. Научная новизна: авторы обосновывают необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые должны стать региональными центрами профориентации, сопровождая и поддерживая профориентационную деятельность школ, создавая программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в развитии новой системы организации профориентационной работы.

Ключевые слова: