ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА У ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ

PROBLEMS OF ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL CONTACT BETWEEN JUVENILE INSPECTOR AND ADOLESCENTS’ PARENTS

СЫСА Наталия Владимировна

SYSA Natalia Vladimirovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Снижение подростковой преступности является сложной социальной проблемой, решение которой требует не только создания институционально-правовых механизмов профилактики и создания благоприятных социально-экономических условий, но также применения современных психологических и социальных знаний. Важным институциональным агентом коррекции и профилактики девиантного поведения подростков являются инспекторы по делам несовершеннолетних. Поскольку одним из фундаментальных факторов подростковой преступности являются проблемы внутрисемейной социализации, их функционал включает в себя в том числе воздействие на родителей. В статье на основе обзора и теоретического анализа литературы исследуется вопрос о способности инспектора к установлению психологического контакта с родителями несовершеннолетних правонарушителей как фактора эффективной профилактической работы. Современные психологические теории обосновывают роль психологического контакта в организации социального взаимодействия и решении социальных проблем. Однако их применение к условиям взаимодействия инспектора и родителей требует учета специфического социально-психологического контекста, как правило, характеризующегося нежеланием и сопротивлением к выстраиванию партнерских отношений со стороны родителей. В статье обосновывается ценность теории «вынужденных контактов» для формирования профессиональных навыков инспекторов по делам несовершеннолетних. В частности, профессиональные компетенции инспекторов должны включать в себя коммуникативные навыки, направленные на преодоление изначальных психологических барьеров и формирование мотивации и заинтересованности родителей к контакту и взаимодействию с представителями органов власти. Сделан вывод, что выстраивание устойчивого психологического контакта между инспекторами и родителями будет способствовать принятию роли инспектора как ценного участника процесса социализации и коррекции поведения, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному воздействию на подростка и формированию благоприятных условий для семейной социализации.

Ключевые слова:
общение,социальное взаимодействие,психологический контакт,теория вынужденных контактов,подростковая преступность,правонарушения несовершеннолетних,инспектор по делам несовершеннолетних,профессиональные компетенции,социально-психологические интервенции,психологические барьеры
Description:
Reducing juvenile delinquency is a complex social problem, requiring the creation of institutional and legal mechanisms for prevention, development of favorable socio-economic conditions, and also the use of modern psychological and social knowledge. An important institutional agent for the correction and prevention of deviant behavior in adolescents is the juvenile inspection. Since one of the fundamental factors of juvenile delinquency is the problem of intrafamily socialization, the inspection’s necessary functions include, among other things, the impact on parents. The present study uses review and theoretical analysis of the literature to examine inspector’s ability to establish psychological contact with the adolescents’ parents as a factor in effective preventive work. Major psychological theories substantiate the role of psychological contact in facilitating social interaction and addressing social problems. However, their application to the conditions of interaction between the inspector and the parents requires taking into account the specific socio-psychological context, which, as a rule, is characterized by the parents’ unwillingness and resistance to partnerships. The article substantiates the value of the theory of "forced contacts" for the formation of professional skills of inspectors. In particular, the professional competence of inspectors should include communication skills aimed at overcoming initial psychological barriers and the formation of parents' motivation and interest in contact and interaction with representatives of the juvenile inspection. It is concluded that building a stable psychological contact between inspectors and parents will contribute to the acceptance of the inspector’s valuable role in the process of socialization and behavior correction, which, in turn, can contribute to a more effective impact on the adolescent and the formation of favorable conditions for family socialization.

Key words:
communication,social interaction,psychological contact,the forced contacts theory,juvenile delinquency,adolescents’ crime,juvenile inspector,professional competences,social psychological interventions,psychological barriers