ПРОЕКТИРОВАНИЕ АПОСТЕРИОРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Руденко Ирина Викторовна, Ошкина Алла Анатольевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Совершенствование педагогического образования в вузе связано с повышением роли практической подготовки обучающихся. Авторы статьи связывают инновационную деятельность вузов в этом направлении с развитием апостериорной составляющей. Цель статьи заключается в постановке проблемы проектирования и внедрения апостериорных моделей в профессиональную подготовку студентов педагогических направлений. Методы исследования. Психолого-педагогический анализ литературы о роли апостериорного знания в развитии личности и влиянии индивидуального опыта на результат учебной деятельности; последующее проектирование на основе подхода А.М. Новикова апостериорной модели, содержащей целевой, процессуально-содержательный и оценочно-результативный компоненты. Результаты Проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых доказано, что опыт наравне с практикой выполняет роль основы познания; служит критерием истинности знаний, стимулом самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Авторы определили место апостериорной составляющей в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления; описали теоретические подходы и принципы разработки апостериорной модели; выделили этапы деятельности студентов по приобретению индивидуального педагогического опыта. Продуктивная самостоятельная деятельность студентов в этом направлении, по мнению авторов статьи, возможна при грамотно выстроенном научно-методическом сопровождении (компонент модели), использовании различных стратегий обучения, сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Заключение. Для совершенствования профессиональной подготовки в вузе необходимо расширять апостериорную составляющую. Обучение студентов способам, логике и алгоритму поиска выхода из «затруднений», возникающих в процессе педагогической практики, является одной из важнейших тенденций образовательного процесса современной подготовки кадров. Только с участием студентов в качестве активных субъектов собственного саморазвития можно обеспечить сформированность компетенций и готовность к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: