ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА АСТРОНОМИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ УСТРОЙСТВА МИРА

Куренщиков Александр Владимирович, Харитонова Анна Анатольевна, Мишина Анастасия Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Практика показывает, что у подавляющего большинства выпускников общеобразовательных школ качество знаний по астрономии крайне низкое. Повысить эффективность процесса обучения астрономии предполагается путем проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода при изучении астрономических концепций, а через них формирования научной картины мира. В статье обсуждаются характерные особенности процесса изучения астрономии. Показано, что основным методом при изучении астрономии является метод научных моделей астрономических явлений, рассмотрены его достоинства и недостатки. Ставится вопрос о понимании учебного материала. Обосновывается идея применения научных концепций астрономической реальности в качестве базиса при проектировании урока астрономии. Раскрывается роль ведущей идеи концепции в качестве логического, организующего фактора при описании фактического материала на языке понятий и категорий астрономии. В качестве примера рассмотрено проектирование урока по теме «Основы современной космологии» из учебника астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К. Страута. При разработке урока использовалась программа «Генератор технологических карт», разработанная на нашей кафедре. Показана состоятельность идеи применения научных концепций в качестве основы для проектирования урока.

Ключевые слова: