ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

PROFESSIONAL DEFICIENCIES IN MATHEMATICS TEACHERS: AN ANALYSIS OF REGIONAL RESEARCH RESULTS

ТУМАШЕВА Ольга Викторовна, ШАШКИНА Мария Борисовна, АЁШИНА Екатерина Андреевна

TUMASHEVA Olga Viktorovna, SHASHKINA Mariya Borisovna, AESHINA Ekaterina Andreevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель : описать результаты регионального исследования предметных и методических умений учителей математики Красноярского края; выделить профессиональные затруднения учителей в предметной области «Математика»; определить перечень корректирующих мероприятий по устранению выявленных проблем. Методы : теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение результатов научного поиска) и эмпирические (констатирующий педагогический эксперимент, анализ и интерпретация результатов). Результаты : разработана программа диагностики предметных и методических умений профессиональной деятельности учителя математики. Разработан диагностический инструментарий, в основу которого положены принципы: ориентации на актуальные образовательные результаты и современные требования к трудовым действиям учителя, системно-деятельностный подход для определения дефицитов в области методики обучения математике, возможность проектирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя по результатам диагностики . Приведен анализ результатов исследования и рекомендации по устранению выявленных профессиональных дефицитов. Научная новизна : разработан и обоснован подход к формированию контрольно-измерительных материалов для диагностики профессиональных дефицитов учителей математики. Практическая значимость : основные результаты и выводы статьи могут быть использованы для создания региональной системы мониторинга профессиональных дефицитов учителей математики, а также разработки модульных программ повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих персонифицированную помощь учителям в устранении профессиональных затруднений.

Ключевые слова:
диагностика предметных и методических умений,повышение квалификации учителей математики,готовность к решению профессиональных задач
Description:
Purpose: to describe the results of a regional study of subject and methodological skills of teachers of mathematics in the Krasnoyarsk Territory; highlight the professional difficulties of teachers in the subject area "Mathematics"; determine a list of corrective measures to eliminate the identified problems. Methods: theoretical (analysis of scientific literature on the problem of research, systematization and generalization of the results of scientific research) and empirical (ascertaining pedagogical experiment, analysis and interpretation of the results). Results: a program for diagnosing the subject and methodological skills of the professional activity of a mathematics teacher was developed. A diagnostic toolkit has been developed, which is based on the following principles: orientation to current educational results and modern requirements for the labor actions of a teacher, a system-activity approach for determining deficiencies in the field of methods of teaching mathematics, the possibility of designing an individual trajectory of a teacher's professional development based on the results of diagnostics. The analysis of the research results and recommendations for eliminating the identified professional deficiencies are presented. Scientific novelty: developed and substantiated an approach to the formation of control and measuring materials for the diagnosis of professional deficiencies in mathematics teachers. Practical significance: the main results and conclusions of the article can be used to create a regional system for monitoring professional deficits of mathematics teachers, as well as to develop modular training programs for teachers that provide personalized assistance to teachers in eliminating professional difficulties.

Key words:
diagnostics of subject and methodological skills,advanced training of mathematics teachers,readiness to solve professional problems