ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Свадьбина Татьяна Владимировна, Ретивина Вероника Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 г. Лабораторией по проблемам современной семьи и семейной политики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Его целью являлось изучение профессионального выбора старшеклассников, определение роли семьи и школы в выборе профессии, оценка эффективности школьной профориентационной работы. Опрос проводился методом раздаточного анкетирования среди двух групп респондентов: учащихся 9-11 классов нижегородских школ (N = 340) и их родителей (N = 450). Результаты исследования показывают, что основная тяжесть профессиональной ориентации, помощи в выборе сферы будущей трудовой деятельности молодого поколения лежит на плечах семьи. Мнение родителей и близких родственников имеет определяющее значение в профессиональном выборе молодёжи. Влияние профориентационных мероприятий в школе - напротив, незначительно. В ходе исследования было выявлено более критическое отношение школьников к качеству профориентационной работы по сравнению с поколением их родителей. В целом, мнения школьников и родителей относительно вопросов выбора профессии совпадают, т.е. не выявлено отсутствие межпоколенческого взаимопонимания. В статье представлены предложения по улучшению профориентационной работы в современной школьной системе, а также рекомендации по модернизации молодежной социальной политики в сфере труда.

Ключевые слова: