ПРОЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ В РИСУНКАХ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Коржова Елена Юрьевна, Дун Яньбо

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье представлены результаты анализа отношения к жизни китайских и российских студентов на основе их рисунков. Использована рисуночная методика «Нарисуй свою жизнь» с последующей интерпретацией на основе выделенных и верифицированных З.В. Султановой параметров. Основаниями для дифференциации типов рисунков служат целостность рисунка и содержание образа. В исследовании приняли участие китайские студенты 1 и 4 курса Хэнаньского университета (г. Хэнань, КНР), а также китайские и российские студенты 1 и 4 курса РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия). Объем каждой выборки 120 человек, 50 % мужчин и 50 % женщин. У всех студентов цельные рисунки преобладают над дискретными, что означает достаточно высокий уровень их субъектной активности. При этом цельных рисунков больше у российских студентов, а дискретных - у китайских. Китайские студенты также чаще рисуют «человека деятельного» и абстрактно-символические картины. Российские студенты чаще изображают семейные портреты, животных и дом на природе. Рисунки российских и китайских студентов отражают как психологические закономерности представлений о себе и своем месте в мире, так и культурно-специфичные особенности восприятия жизни и отношения к ней в разных ее аспектах. В целом, рисунки отражают более «объектно-ориентированную» жизненную позицию китайских студентов по сравнению с российскими студентами, более «субъектно-ориентированными», что помимо этнокультурной специфики характеризует трудности социально-психологической адаптации китайских студентов к учебе и жизни в инокультурной среде.

Ключевые слова: