ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Коржова Елена Юрьевна, Асикритов Валерий Николаевич, Алексеева Татьяна Анатольевна, Кудрявцева Ирина Николаевна, Морозова Татьяна Александровна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений развития и их сочетанием: это трудности в понимании речи, несформированность активной речи; ограничения в произвольности движений, в использовании жестов; «выпадение» оптико-кинетической и/или пара- и экстралингвистической систем; трудности в выражении эмоций; уход от контактов, необычность поведения; истощаемость. Доступные средства коммуникации детей с ТМНР, нередко однообразные и нечеткие, не всегда замечаются и учитываются во взаимодействии: направление взгляда и зрительный контакт, поза тела, вокализации, мимика, двигательная активность, дыхание, сердцебиение, тонус тела, состояние кожи. Задачей взрослого является определение психического состояния ребенка по имеющимся в его распоряжении внешним проявлениям и демонстрация ребенку того, что он понят. Формирование коммуникативных навыков детей с ТМНР должно проводиться с учетом их психологических характеристик и уровня развития навыков коммуникации. Развитие коммуникации детей с ТМНР предполагает опору на доступные средства коммуникации и обучение детей вступать в контакт, соблюдать общепринятые правила коммуникации; обучение использованию средств альтернативной коммуникации; постепенное расширение круга общения, насыщение жизни ребенка разными событиями, стимулирование ребенка к новым способам саморегуляции, создание структурированной среды для развития навыков взаимодействия с окружающими, осваивания правил и социальных ролей. При этом важно, чтобы на первом плане оставались реальные коммуникативные потребности и эмоциональный мир ребенка.

Ключевые слова: