ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF READING IN VARIOUS LIFE SITUATIONS

КОРЖОВА Елена Юрьевна, ВЕРЕВКИНА Анна Борисовна

KORJOVA Elena Yurievna, VEREVKINA Anna Borisovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. В психологии чтения в настоящее время представляется перспективным применение ситуационного подхода. Целью исследования явилось изучение психологических аспектов обращения к чтению в различных жизненных ситуациях. С помощью специально разработанной анкеты опрошены школьники и студенты учебных заведений Санкт-Петербурга, а также взрослые респонденты, не являющиеся обучающимися. Выявлено, что обращение к чтению чаще происходит в жизненных ситуациях учебы или досуга. После прекращения интенсивного образовательного процесса на первое место выходит досуговая функция чтения. В ситуациях затруднительного положения и душевного подъема, полярно различающихся по эмоциональному знаку ситуации, отмечается примерно равное количество читающих и не читающих, причем взрослые читают больше, чем старшеклассники. Содержательно выбор книги относится преимущественно к современной литературе, тогда как классическая литература кажется более далекой, что свидетельствует о тенденции к утрате ее культурно-смыслового контекста. В трудной ситуации снижается интерес к психологической, научной литературе и к литературе религиозного содержания, а также к интернет-источникам. В целом, трудная жизненная ситуация в большей мере побуждает обращаться к различным литературным источникам, тогда как ситуация, приносящая удовлетворение, актуализирует поверхностно-потребительское отношение к чтению. В статье впервые в психологии рассмотрен ситуативный контекст чтения. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в просветительско-воспитательной работе с молодежью.

Ключевые слова:
психология чтения,ситуационный подход,жизненная ситуация,художественная литература,трудные жизненные ситуации,ситуации,приносящие удовлетворение,обращение к чтению,чтение в затруднительном положении,чтение в состоянии душевного подъема,частота обращения к чтению,предпочтения в выборе чтения
Description:
In the psychology of reading, the application of the situational approach is currently promising. The aim of the study is to study the psychological aspects of reading in various life situations. Using a specially developed questionnaire, schoolchildren and students of educational institutions of St. Petersburg, as well as adult respondents who are not students, were interviewed. It is revealed that the appeal to reading more often occurs in life situations of study or leisure. After the end of the intensive educational process, the leisure function of reading takes the first place. In situations of difficulty and spiritual uplift, which differ polaristically in the emotional sign of the situation, there are approximately equal numbers of readers and non-readers, with adults reading more than high school students. In terms of content, the choice of the book refers mainly to modern literature, while classical literature seems more distant, indicating a tendency to lose its cultural and semantic context. In a difficult situation, the interest in psychological, scientific and religious literature, as well as in Internet sources, decreases. In general, a difficult life situation is more likely to encourage people to refer various literary sources of a wide range of content, while a situation that brings satisfaction actualizes a superficial consumer attitude to reading. For the first time, the article considers the situational context of reading. The practical significance lies in the possibility of using the results obtained in educational work with young people.

Key words:
psychology of reading,situational approach,life situation,reading,difficult life situations,satisfaction life situations,reading in a difficult situation,reading in a state of spiritual uplift,frequency of reading,preferences in the choice of reading