ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ДОМИНАНТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE AND DOMINANT SOCIAL ACTIVITY OF ADOLESCENTS

НИКОЛАЕВА Эльвира Федоровна, АКОПОВ Гарник Владимирович, АБУШИК Артем Сергеевич

NIKOLAEVA Elvira Fedorovna, AKOPOV Garnik Vladimirovich, ABUSHIK Artem Sergeevich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В статье рассматривается проблема социальной активности личности школьников в аспекте ее возможностей для формирования личностных качеств выпускников общеобразовательных школ, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования Российской Федерации и сформулированных в виде «портрета выпускника школ». Активность школьников возрастает, формы ее проявления становятся разнообразнее. Данное явление особенно опасно, когда действуют многочисленные деструктивные группы и сообщества, в том числе и в социальных сетях. Важно бороться не против таких проявлений, а направить детскую активность в позитивное, конструктивное русло. В качестве возможностей, формирующих личностные качества выпускников, в исследовании изучена специально организованная целенаправленная активность подростков с инновационной доминантой деятельностью, имеющая характеристики общественной полезности, и ее влияние на содержание ценностно-смысловой сферы личности школьников. В рамках исследования был адаптирован блок Б «Инструментальные ценности» методики М. Рокича «Ценностные ориентации» с учетом ценностей личности, обозначенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Полученные данные найдут применение как в практической деятельности специалистов, так и в ходе дальнейших исследованиях.

Ключевые слова:
активность личности,подростковый возраст,ценностная сфера личности,социальная активность,инновационно-доминантная социальная активность,исполнительская и творчески-созидательная активность
Description:
The article deals with the problem of social activity of school children in the aspect of its opportunities for the formation of personal qualities of graduates of secondary schools, designated in the Federal state educational standard of General education of the Russian Federation and formulated in the form of a "portrait of a school graduate". The activity of school children increases, its forms of manifestation become more diverse. This phenomenon is especially dangerous when there are numerous destructive groups and communities, including in social networks. It is important not to fight against such manifestations, but to direct children's activity in a positive, constructive direction. As opportunities that form the personal qualities of graduates, the study studied specially organized purposeful activity of teenagers with innovative dominant activity, which has characteristics of social utility, and its impact on the content of the value-semantic sphere of the personality of schoolchildren. As part of the study, block B "Instrumental values" of the M. Rokich's "Value orientations" methodology was adapted. Taking into account the values of the individual outlined In the strategy for the development of education in the Russian Federation until 2025. The obtained data will be used both in the practical activities of specialists and in the course of further research.

Key words:
personal activity,adolescence,personal value sphere,social activity,innovative-dominant social activity,performing and creative-creative activity