ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Мирзоян Лусине Арутюновна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы адаптации к профессии будущих юристов. Профессиональная адаптация рассматривается как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду, включающий физиологические, личностно-психологические, поведенческие и социальные компоненты. В качестве детерминант профессиональной адаптации выделяются профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально-типологические свойства, характер общения студентов. Была выявлена закономерность: чем сложнее субъектные качества личности, тем менее однозначно они связаны с эффективностью процесса адаптации. В структуру личностных компетенций, необходимых для успешной адаптации в профессии будущих юристов автор включает следующие компоненты: сформированность потребностно-мотивационных, личностно-профессиональных качеств, готовность к их проявлению (мотивационно-ценностный аспект); владение знанием теоретических основ юридической деятельности, а также психолого-педагогических, методических, технологических знаний (когнитивный аспект); наличие позиционно-поведенческих, коммуникативных, деловых качеств и умений, опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (конативный аспект); наличие организаторских, управленческих умений, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (личностный аспект). Выявлено, что эффективность адаптации зависит не только от структурированности отдельно взятых категорий субъектных детерминант, но и от характера соотнесенности этих категорий между собой. Среди мероприятий адаптационной программы особо важными автор считает развитие моделей взаимодействия вуза и организаций, так как они во многом определяют эффективность современной системы управления профессиональной адаптацией будущих юристов.

Ключевые слова: