ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ковалева Наталья Борисовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Статья посвящена исследованию развития личности и способностей детей дошкольного возраста с логопедическими нарушениями общего плана. Актуальность обусловлена тем, что в нашем обществе появляется все больше детей с дефицитом речевого развития. Между тем по мысли ведущих психологов именно речь во многом определяет характеристики развития личности и одаренности дошкольников. Статья выстроена вокруг обсуждения 2 вопросов: специфики личностной и познавательной сферы старших дошкольников с логопедическими нарушениями и возможности использования рефлексивно-позиционных технологий развития личности и одаренности учащихся непосредственно в системе логопедических занятий. С целью решения первой задачи было проведено эмпирическое исследование двух групп детей 5-6 лет: группы детей, имеющих логопедические нарушения (общее недоразвитие речи 3 уровня), и группы детей с нормальным развитием речи. Исследование проводилось в опоре на рефлексивно-позиционный комплекс диагностических методик. В результате сопоставительного анализа удалось выявить такие отличительные особенности первой группы детей как неразвитость эмпатии, проявление мотивации избегания неудачи; преобладание потребительских ценностных ориентиров и другие. Ставятся задачи их развития за счет использования психолого-антропологического инструментария в логопедической работе.

Ключевые слова: