ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Амбалова Светлана Алексеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Статья посвящена исследованию психологических причин отклоняющегося поведения подростков и изучению особенностей ее психологической диагностики, профилактики и коррекции. Исследование особенностей развития подростков с девиантным поведением из неблагополучных семей значительно отличается от изучения психических процессов подростков из благополучных семей, как по диагностическому инструментарию исследования, так и по процедуре проведения профилактики и коррекции. Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться при диагностике и выявлении причин девиации, являются принципы изучения естественного поведения подростков, что предполагает минимальное вторжение исследователя в привычные обыденные формы поведения подростков. Часто для реализации выбранных методик применяются различные диагностические процедуры, в результате которой проявляются различные индивидуальные и возрастные психические своеобразия развития подростков. На сегодняшний день наиболее известными считаются различные коррекционные мероприятия, профилактические процедуры, предусматривающие проведение стандартизированных наблюдений за поведением подростка, последующего сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных и возрастных отклонений в развитии и их причины. Наиболее существенными для диагностирования причин девиации считается изучение социального положения семьи, внутрисемейные отношения между родителями, между родителями и детьми. Подростковый период - один из сложнейших кризисных этапов в жизни любого человека. В связи с этим очевидна та озабоченность, которую проявляют психологи, воспитатели и коррекционные педагоги. Кризис подросткового возраста проявляется в непринятии внутрисемейных ценностей, переориентации взглядов, интересов, вкусов. Все это усугубляется вследствие того, что исследуемые подростки воспитываются в неблагополучных семьях с девиантным поведением одного или обоих родителей.

Ключевые слова: