ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ

Кисова Вероника Вячеславовна, Семенова Елизавета Алексеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье обсуждается актуальная проблема исследования мотивации к изучению иностранного языка школьниками. Рассматриваются общие психологические подходы к определению феномена мотивации в отечественной (В.Г. Асеев, В.А. Иванников, Е.П. Ильин) и зарубежной (Л. Фестингер, Х. Хекхаузен) науке. Анализируются наиболее влиятельные психолого-педагогические концепции мотивации к изучению иностранного языка зарубежных исследователей: концепция Р. Гарднера об интегративной и инструментальной мотивации, концепция Р. Клемента о «лингвистической уверенности», концепция З. Дёрнеи об уровневой структурной организации феномена мотивации. Представлены современные психолого-педагогические исследования особенностей развития мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников и подростков. Описываются основные характеристики изучаемого вида мотивации у современных школьников (прагматическая мотивация, изучение предмета как способ самоутверждения, получения личной выгоды, средство достижения личного благополучия, мотивация принуждения, стремление избежать нареканий, неприятностей). Обсуждаются концептуальные подходы к определению структуры феномена мотивации к изучению иностранного языка в школьном возрасте. Анализируются педагогические и психологические аспекты исследования мотивации иноязычного образования и перспективы разработки обозначенной проблемы в контексте специального, интегрированного и инклюзивного образования для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: