ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЭМОЦИОГЕННОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF INFORMATION AND LANGUAGE COMPETENCIES IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF EMOTIONAL INSTABILITY OF SOCIETY

ФИЛИППОВА Оксана Геннадьевна, БАТЕНОВА Юлия Валерьевна

FILIPPOVA Oksana Gennadyevna, BATENOVA Julia Valerievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей формирования информационно-языковой компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети современного мира погружаются в информационное пространство, в котором распоряжаются разнообразной информацией, хранящейся и передаваемой культурой общества. При этом они должны осознавать ценность информации, что является фундаментом мотивации учиться, уметь находить и анализировать информацию, критически оценивать информационное содержание, уметь строить осмысленные высказывания и участвовать в новых коммуникативных ситуациях. Представленная статья включает в себя теоретический анализ и описание организации экспериментального исследования процесса формирования информационно-языковой компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены методы исследования, критерии и показатели, характеризующие уровень сформированности информационно-языковой компетентности, выявлен и апробирован комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у воспитанников и обучающихся информационно-языковой компетентности. Необходимыми и достаточными условиями формирования информационно-языковой компетентности являются использование проектной деятельности в образовательном процессе дошкольного и начального общего образования; разработка и проведение цикла занятий, направленных на формирование информационно-языковой компетентности, а также ориентация дошкольников и младших школьников на языковую толерантность при непосредственном общении и взаимодействии в виртуальном информационно-образовательном пространстве. Наблюдаемые изменения показателей по всем компонентам информационно-языковой компетентности (когнитивный, мотивационный, ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностный) убедительно доказывают целесообразность использования обозначенных условий. Так же формирование информационно-языковой компетентности раскрывается как профилактика асоциальных форм поведения и интолерантных признаков речевой агрессии в младшем возрасте.

Ключевые слова:
информационная культура,информационная компетентность,языковая компетентность,языковая толерантность,информационно-языковая компетентность,психолого-педагогические условия,развитие личности,дошкольный возраст,младший школьный возраст
Description:
The article is devoted to the study of the formation of information and language competence in preschool and primary school age. Children of the modern world are immersed in the information space, where they manage a variety of information stored and transmitted by the culture of society. At the same time, they must be aware of the value of information, which is the Foundation of motivation to learn, be able to find and analyze information, critically evaluate information content, be able to build meaningful statements and participate in new communication situations. This article includes a theoretical analysis and description of the organization of an experimental study of the process of formation of information and language competence in children of senior preschool and primary school age. Presents the research methods, criteria and indicators characterizing the level of development of information and language competence identified and approved a complex of psycho-pedagogical conditions providing efficiency of formation at pupils and students of information and language competence. Necessary and sufficient conditions of formation of information and language competency are the use of project activity in educational process of preschool and primary General education; development and conducting series of lessons aimed at the formation of information language competence, and orientation preschool and primary school children for language tolerance in direct communication and interaction in the virtual information-educational space. The observed changes in indicators for all components of information and language competence (cognitive, motivational, value-based, reflexive-evaluative and activity-based) convincingly prove the feasibility of using these conditions. Also, the formation of information and language competence is revealed as the prevention of asocial behaviors and intolerant signs of speech aggression at a younger age.

Key words:
information culture,information competence,language competence,language tolerance,information and language competence,psychological and pedagogical conditions,personal development,preschool age,primary school age