ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кисова Вероника Вячеславовна, Фролова Екатерина Николаевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема в области психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение диагностического процесса эффективным инструментарием. Представлен краткий аналитический обзор отечественных научных исследований, указывающих на невысокую эффективность использования традиционных психометрических методик в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся варианты решения данной проблемы в виде определения методологически обоснованных требований к конструированию психолого-педагогических диагностических методик для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых диагностических подходов в широкую практику работы специалистов всех профилей профессиональной подготовки, работающих с данной категорией лиц. Описываются цель, задачи и содержание эксперимента по выявлению эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, сложные нарушения развития) по сравнению с традиционными психометрическими методиками. Приводятся результаты исследовательской работы по апробации авторской модификации обучающего эксперимента, основанной на внесении в диагностическую процедуру различных типов когнитивных карт, соответствующих специфике нарушенного развития дошкольников.

Ключевые слова: