ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Карпушкина Наталья Викторовна, Золотова Ирина Сергеевна, Шустова Эльвира Львовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена изучению особенностей восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются особенности развития восприятия в его основных модальностях, его специфика в зависимости от возрастных и типологических особенностей детей на протяжении старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: старшие дошкольники с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности зрительного, слухового и осязательного восприятия дошкольников. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития познавательных процессов у старших дошкольников с нормальным развитием речи и с общим недоразвитием речи. В то же время, со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо проводить коррекционную работу для исправления недостатков восприятия. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на комплексное сопровождение развития восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Психокоррекционная программа включала два блока - работу с подростками и занятий, направленных на работу со специалистами психолого- педагогического профиля. Основной технологией для коррекционной работы стала игровая терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели зрительного, слухового, осязательного восприятия в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаружили тенденции качественно- количественных изменений.

Ключевые слова: